Оформление договора залога происходит обычно при покупке недвижимости с привлечением кредитных или заемных средств у банка или иных лиц путем предоставления своей недвижимости в качестве обеспечения исполнения обязательства по возврату денег.
Договор залога составляется в письменной форме. Сам залог недвижимого имущества в 2025 году подлежит обязательной государственной регистрации.
Порядок оформления залога начинается, в первую очередь, с составления и заключения соответствующего договора, в котором должно быть указано:
- предмет залога – недвижимое имущество;
- существо, размер и срок исполнения обязательства, обеспечиваемого залогом.
Подробнее об оформлении недвижимости см. здесь
Оформление договора залога также включает в себя регистрацию обременения недвижимости в виде залога в Росреестре, после чего залогодателю выдается свидетельство о праве собственности, в котором указано это обременение.
Оформление договора залога, особенно если залогодержателем выступает банковская организация, достаточно сложный процесс, требующий сбора большого количества документов. Вот почему лучше обратиться к профессионалам, которые помогут максимально защитить ваши интересы при составлении договора и осуществить все необходимые регистрационные действия.
Передав недвижимость в залог, залогодатель продолжает оставаться ее собственником и вправе также пользоваться ею, однако отчуждать недвижимость без согласия залогодержателя уже не имеет права, равно как и сдавать заложенное имущество в аренду. В случае продажи (с согласия залогодержателя) недвижимость остается в залоге, несмотря на возникновение права собственности у нового лица.
Залогом может являться только недвижимое имущество, находящееся в собственности покупателя. При этом, если оно приобретено в браке и является совместной собственностью супругов, то необходимо согласие супруга(и) для передачи недвижимости в залог.
Оформление договора залога достаточно распространено среди юридических лиц, получающих под такой залог кредиты в банках. В этом случае в Росреестр предоставляются документы на компанию – учредительные документы, регистрационные свидетельства, документ, подтверждающий полномочия руководителей.